Зміст

<< Головна УГКЦ

  Собор:
 IV-a сесія
 Канонічні основи
 Статут Собору
 Попередні сесії
   В розділі...
    <<< Назад
• Декрет
• Програма Собору
• Коріння Нової Євангелізації
• Нова Євангелізація та плюралізм
• Психологічний аналіз душпастирської ситуації
• Душпастирство молоді в дусі Нової Євангелізації
• Душпастирство серед дорослих
• Душпастирство осіб з особливими потребами
 Возрождение пастырства глухонемых на Украине
• Підсумки Єпархіального Собору Сокальської Єпархії
   Возрождение пастырства глухонемых на Украине

Матеріали
Єпархіального Собору
Сокальської Єпархії
Української Греко-Католицької Церкви
«Нова Євангелізація в плюралістичному суспільстві»

м. Сокаль
4 лютого 2002 р.Б.

Возрождение пастырства глухонемых на Украине

о. Валерій Лісовський,
магістр пасторального богослов’я

Латинское слово „surdus” в переводе означает глухой. Термин „глухой” или „неслышащий” означает человека, который потерял слух с рождения или на протяжении своей жизни. На страницах Библии есть описание о людях глухих. В книге Исход говорится о великом даре, который дан человеку – это речь. В разговоре с Моисеем при горящем кусте, Господь Бог узнает дар речи, как свидетельство своего всемогущества (Исх 4, 11). В Книге Левит говорится о запрещении проклятия человека глухого. Псалом 38 говорит о больном, который сравнивает свою трудную ситуацию с ситуацией глухого человека. Эта трудная ситуация может быть изменена только с помощью Господа Бога. Книга Пророка Исаии говорит о мире, радости и спасения с приобретенного слуха (Ис 29, 18; 35, 5н; 59, 1). Те предсказания исполняются во время пришествия, Иисуса Христа в этот мир. Его слова и поступки подтверждают то, что наступил час Божьей Благодати. Благая Весть Иисуса Христа адресована ко всем людям. Евангелиста святой Марек подробно описывает исцеление глухонемого Иисусом, где пишет: „Привели к Нему глухого, косноязычного, и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, влажил персты Свои в уши ему, и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул, и сказал ему: «еффафа» то есть: «отверзись». И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. И повелел им не сказывать никому. Но, сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. И чрезвычайно дивились, и говорили: все хорошо делает: и глухих делает слышащими, и немых – говорящими” (Мк 7, 32-37). Иисус с большой любовью остановился и исцелил этого человека. Иисус хотел, чтобы глухонемой без всяких преград принял Слово Божье и в такой способ стал участником Божьего спасения.

Церковь как общество веры, надежды и любви всех верующих (КК 8) призвана к передаче спасения всем её членам. Каждый верующий имеет право получать духовные добра Церкви во всём ее богатстве, особенно помощь Слова Божьего и Святых Таинств (КК 37). Относится это также к инвалидам, которые призваны наследовать Христа. Как члены общества Церкви инвалиды имеют право ждать помощи от своих здоровых братьев. Пастырская опека над глухими походит с Божественного Откровение и учения Церкви есть условием результативной евангелизации неслышащих. Источником есть Божественная Литургия, как и пасторская деятельность должны быть реализованы к неслышащим и их участие в тайне Креста. Одновременно существует обязательная помощь в несении креста их инвалидности, вот это есть задание пастырства глухонемых, которое требует много усилий в работе с этими людьми. Тот труд и есть исполнением учения Христа, где написано: „Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мф 16, 24; Мк 8, 34; Лк 8, 24).

При обучении и воспитании глухих огромную роль сыграла Церковь. Первое воспоминание обучению глухих пишет историк английской Церкви св. Беда, где описал процесс обучение глухих речи около 683 года св. Джоном Бэвэлей (ум. 721) епископ Хексхан, а потом был переведен в английский город Йорк. В 16 веке известными учителями глухих в Испании были П. Понсе (1508 – 1584) бенедиктинский монах, и Х. П. Бонет который написал книгу „О натуре звука и искусстве обучении глухонемых речи” изданная в Мадриде в 1620 г. В Швейцарии св. Франциск Сальский (1567 – 1622) обучал глухого Мартина к принятию святых таинств. Церковь признала св. Франциска патроном глухонемых.

В 18 веке были открыты в Европе первые школы это Институт Глухонемых в Париже, в 1770 году основателем которого был католический священник К. М. Эпе (1712 – 1789). Он был сторонником „мимического метода”. В обучении глухих он применял жесты, считая, что они понятны глухому ребенку. Активным последователем после К. М. Эпе был также отец А. Рикардо (1742- 1822). Спустя несколько лет Германия стала 2 страной, где в 1778 году был открыт Институт Глухонемых в Липску, основателем которого был С. Гейнике (1727 – 1790).Он был и его последователи сторонниками устного метода обучение глухих. В 1817 году в Варшаве был открыт Институт Глухонемых священником Я. З. Фальковским (1775 – 1848). После Варшавы вторая школа была открыта в Львове в 1830 г. Первым директором школы был чех Д. Выхытиль, который до этого обучал глухих детей в Праге. Детей обучал на немецком языке вплоть до своей пенсии, так как польского языка не изучил. После его смерти в 1856 г. обучение в школе было полностью на польском языке. При обучении детей применялись два метода жестовой и устный. Но первенство имел в школе устный метод, потому что большое влияние имела немецкая школа, которая была сторонница этого метода. В 19 веке по всей Европе организовались товарищества взрослых глухонемых. В 1876 г., было организовано такое товарищество в Львове, которое называлось „Надежда”. Первым председателем и основателем был сам Ю. Зеллингер инвалид по слуху участник конгресса в Дрездене, Берлине, Праги и Вены. Целью товарищества была организация для одиноких глухих, воспитание их в моральном отношении, обучение разным специальностям, а также помощь больным, пенсионером и непригодным к труду.

Сегодня важно вспомнить вклад священников того периода в систему образования. Первыми авторами Польского жестового словаря были кс. И. Холяк, кс. Т. Ягодинский, который был издан в 1879 г. Наглядный метод, который применялся, при обучении глухих детей ввел учитель религии кс. И. Погоновский в 1877 г. и тот метод в 1901 г. стал обязательным в Львовской школе глухих. Очень важно следует подчеркнуть, что в Львове в костеле св. Антония отправлялись Богослужение для глухих, от 1898 г. в каждое воскресение кс. В. Вагнер проводил лекции религии. При товариществе „Надежда” в библиотеке был организован читальный зал для глухих, а также проводились другие мероприятие. Потом постепенно образование и воспитание детей глухих перешло в руки светских педагогов, а духовенство занималось катехезой и пастырством.

Папа Римский Иоанн Павел II 12 мая 1996 г. беатификовал итальянского священника о. Ф. Смальдонэ, который сваю жизнь посвятил работе с глухими. Отец Смальдонэ в 1885 г. основал конгрегацию сестер салезианок Святейшего сердца, которые занимаются непосредственно с глухонемыми. В данный момент конгрегация проводит 12 школ не слышащих, в том числе 9 в Италии и 3 в Бразилии.

После второго Ватиканского Собора в 1966 году Конгрегация обрядов издала документ, позволяющий отправление Святой Мессы для глухих (Celebrationis liturgicae pro surdis CV 1966), немного раньше при ВСГ была организована в 1962 г. в Гонновере Международная экуменическая организация пастырства глухих. Инициаторами, которой были скандинавские протестантские пасторы, занимающиеся пастырством глухих. В новой ситуации, когда в стране наступила свобода вероисповедание, появилось новая потребность специального пастырства. Когда в начале 1990 лет были образованы Апостольским престолом новые епархии на Украине, то возникла потребность организации пастырства глухонемых. Говоря о возрождении, этого пастырства важным есть 3 группы основных постулатов это: 1) организация пастырства неслышащих 2) общее пастырство 3) пастырство семьи. Для этого необходимо подготовить кадры священников для работы с этими людьми. При конференции епископов должен существовать всеобщий секретариат пастырства глухонемых. В его задачу входит подготовка священников, координация всех пастырей работающих в разных епархиях, а также организация конференций, где решались вопросы катехизации детей и молодежи и другие проблемы пастырства.

В каждой епархии должен быть священник, специально работающий в этом пастырстве но чаще бывает ситуация когда священник есть настоятелем или викарием в приходе. Такая ситуация приносит ущерб в работе с глухими людьми так как требует большого усилия чтобы отправить Богослужение в разных местах епархии а также катехизация детей и молодежи. Очень важно чтобы в каждой духовной семинарии на 5 и 6 курсе был курс жестового языка, а также преподавание основ педагогики специальной, сурдопсихологии и знание новых метод обучение глухих детей (пр. визуально – фонетическая система коммуникации и др.). Священник, работающий с глухими должен иметь картотеку в своей епархии взрослых и детей. Желательно чтобы каждый настоятель в епархии имел картотеку, сколько глухих людей живет на территории, его прихода и сотрудничал с пастырем глухих. Главным моментом есть организация уроков религии для детей и молодежи при школе, а если нет возможности, то в том приходе, где находится учебное заведение, а также духовные упражнение в период Рождественского и Великого поста и день исповеди для глухих. Создавать нужно религиозные группы молодежи это движение ( пр.„ Свет и жизнь” ), группы служащие при Литургии и др.

При служении для глухих важно есть сотрудничество со светскими специалистами это светские катехеты, педагоги со школы, работники с областных общества глухих, а также с предприятиями, где работают глухие. Другим важным аспектом есть работа с семьями глухих. Особенно нужна помощь глухим родителям в воспитании их детей. Стараться оберегать семьи глухих от пагубного влияние сект разного рода, особенно это, видно в бывших странах СНГ как Россия, Беларусь и Украина где много глухонемых оказалось в сектах. При подготовке к таинствам неслышащих детей, нужна систематическая работа с родителями это пастырский визит по семьям, родительские собрание и лекции религии для взрослых. На которых особое внимание нужно обратить вопросы духовного воспитания детей. При пасторском визите обратить внимание какая есть семья полная, неполная или патологическая и при этом оказать необходимую помощь. По мере возможности летом организовывать лагеря отдыха для детей и молодежи, желательно чтобы воспитателями были родители. В дальнейшем стараться помочь организовать лагерь для слышащих детей глухих родителей.

В организации пастырства глухонемых также необходимо создавать группы апостольства неслышащих. В которые будут входить активные участники с глухой молодежи и взрослых. Они как бы должны понять важность задачи на каждый день, которое получили от Иисуса Христа через таинства Крещение, Миропомазание и Причастие. Помимо своей инвалидности им нужно убедится, что не только являются членами Церкви, а также „живой Церковью” и для этого должны его достойно представлять. Те группы должны нести Благую Весть и давать пример христианского образа жизни своим неслышащим братьям и сестрам в семьи, в места трудовой деятельности и культурного досуга для глухих.

В перспективе новой евангелизации на Украине важно подчеркнуть, что самым главным заданием учеников Христа, особенно тех, кто работает непосредственно, с неслышащими есть несение им Благой Вести. Сила исцеления в смысле эсхатологическом, то есть спасение в слове Иисуса, Его Евангелии. Господь Бог обещает жизнь вечную, где святой Иоанн евангелист пишет: „Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою, Иисуса Христа” (Ин 17, 3).

© Розробка та розміщення - TRC, 2001