Зміст

Новини

Прес релізи

Церква в Україні

Історія УГКЦ

УГКЦ сьогодні

Офіційні документи

Патріархат

Бібліотека

Запитуємо священика

Контакти

Головна сторінка

Rambler's Top100

   В розділі...
     <<< Назад
  
 Відомості про становище Греко-Католицької Церкви в західних областях України
• Арешти ієрархії УГКЦ у 1945 році
• Про перебіг Львівського псевдособору
• Постанова так званого Львівського собору 1946 р. щодо ліквідації Берестейської унії 1596 року
• Доповідна голови Ради в справах РПЦ при Раді Міністрів СРСР з приводу ліквідації унії в УРСР
• Спогади про псевдособор його учасників та очевидців
   Відомості про становище Греко-Католицької Церкви в західних областях України

Відомості про становище Греко-Католицької Церкви в західних областях України з інформаційного звіту уповноваженого Ради в справах релігійних культів при Раді Міністрів СРСР по УРСР за липень-вересень 1945 року

Збережено мову оригіналу

5 жовтня 1945 року

Греко-католическая церковь

В первой половине 1945 г. в греко-католической церкви зароди­лось движение за воссоединение греко-католической церкви с русской православной церковью.

Инициативная группа по воссоединению опубликовала в цент­ральной прессе УССР воззвание, где они подробно изложили свою линию (смотри газету «Правда Украины» от 4/ VII -45г.).

В ответ на это обращение было опубликовано сообщение Упол­номоченного Совета по делам русской православной церкви и по­сле этого за нами осталось только наблюдение и учет тех униатских приходов, которые не переходят в православную церковь, ос­таются на прежних позициях в составе греко-католической церкви.

В связи с этим мы снова указали нашим Уполномоченным, что греко-католические приходы регистрировать ни в коем случае не следует. Инициативной группе по воссоединению греко-католи­ческой церкви с русской православной церковью мы всесторонне оказывали и оказываем содействие. Но это содействие не само­цель, а только то, что вызывается интересами государственной необходимости.

Греко-католические церкви имеем в

Львовской области - 522
Драгобычской - 658
Станиславской - 567
Тернопольской - 514
Черновицкой - 4
Волынской - 2

В остальных областях УССР греко-католических церквей нет. Взято на учет греко-католических священнослужителей 1684.

В результате работы инициативной группы по воссоединению греко-католической церкви с русской православной церковью и проведенной работы наших уполномоченных - до 810 священ­ников греко-католической церкви присоединились к «инициатив­ной группе».

Присоединившиеся священники особенных изменений в обря­ды пока не вводят, чтобы не оттолкнуть верующих. Самое главное, что заслуживает внимания, это то, что священники во время богослужения не упоминают папы римского, а заменили это мес­то словами: «святую соборную и апостольскую церковь», вместо «митрополита» говорят: «все пресвитерство наше», устранили святого «Иоасафата» и т. под.

Изучая историю ликвидации унии при Екатерине II и Николае I, а также психологию народа Западной Украины, который, начи­ная с XIV столетия, жил в неволе, приходим к выводу, что перевоспитание духовенства греко-католической церкви потребует длительного времени, во всяком случае, это решат не месяцы, а годы.

Председатель Инициативной группы Гавриил Костельник в письме на имя патриарха Алексея говорит:

«Я должен подчеркнуть, что только очень небольшой процент между нашими священниками, присоединившимися к «Инициа­тивной группе», сделали это по убеждению. Таких священников нет вероятно и 50. Другие сделали это потому, что «нет иного вы­хода» из образовавшегося положения. Это, конечно, еще не озна­чает, что все эти священники являются на 100% папистами (при­верженцами папы). Но если-бы не было нажима со стороны государства, то наверняка в нынешних условиях даже 50 священников не нашлось бы таких, какие хотели-бы «разрушить» греко-католическую церковь, чтобы преобразовать ее в православную... Православие, какое у нас в такой короткий срок возникнет, будет сперва только внешней лакировкой... Я все время думаю над этим и пришел к такому убеждению, что по принципу все наши новые православные епископы решительно должны быть наши­ми людьми, из униатов».
(Письмо от 3/Х-45г.)

Инициативная группа по воссоединению греко-католической церкви с русской православной церковью заканчивает первую стадию своей работы и стоит перед большим событием - созывом собора по воссоединению.

Имея в виду, что этот собор должен подвести итоги проделанной работы и утвердить акт о воссоединении с православной церковью, мы ориентируем уполномоченных в отношении содействия подбо­ру и выдвижению желательных кандидатур на данный собор.

По историческим данным, на месте нынешнего кафедрального храма униатских митрополитов во Львове, называемого «Юра», стоял некогда православный монастырь (по преданию, его основателем был князь ЛЕВ). О древности монастыря свидетельству­ет колокол, с подписью Якова Свора от 1341 года.

В 1363 р. монастырь был сожжен польским королем Казими­ром, потом был выстроен новый православный храм, который после принятия унии - перестроен.

В связи с созывом собора по воссоединению, было-бы желатель­но, чтобы Собор состоялся в этом молитвенном здании и этим са­мым было положено и начало возвращения православной церкви ее «святыни».

Это значительно подняло-бы и авторитет православной церкви в Западных областях УССР.

Вместе с этим необходимо решить вопрос, как быть в даль­нейшем с униатскими монастырями. По учетным данным этих монастырей - 33.

Пока что ни один монастырь в лице своего руководства не при­соединился к Инициативной группе. Это большой минус в подго­товительной работе к Собору по воссоединению. Дело в том, что эти монастыри по сути - миссионеры. Руководители монас­тырей выступают с агитацией против работы Инициативной группы. Особенно большое влияние на священников и население имеют монастыри ордена «Василия Великого» («василиане»), а такоже «редемптористы» и «студиты». Что из себя представля­ет, например, орден «Василиан», видно из нижеприведенной вы­держки из их устава:

"§1. Целью своего объединения есть не только старание о сво­ем личном спасении и совершенстве, но также предусмотритель­но трудиться возле вечного спасения ближних, сохраняя католи­ческую веру одних, распространяя ее между другими, охраняя прадедовское единение русского народа с церковью Римскою и подготовляя русским католическим епископам ученых, трудо­любивых и преданных помощников ".
(перевод с украинского из оригинала Статута издания этого монастыря в м. Жовкве за. 1932 г.)

Совершенно не случайно, при ликвидации унии при царе Нико­лае в 1832 году, в первую очередь был ликвидирован монастыр­ский чин «Василиан» (которых воспитывали иезуиты).

Уполномоченный Совета по Львовской обл. сообщает, что в Золочевском районе под влиянием монахов-василиан священ­ники в количестве 9 человек дали друг другу клятву никогда не переходить в православие.

Как видно под влиянием «Василиан» некоторые униатские свя­щенники выступают с амвона со следующей проповедью:

"Правоверные - необходимо крепить нашу веру, говорит свя­щенник Шкребко в г. Черткове Тарнопольской области. - На нас жмут. Но пусть весь свет жмет на нас, а мы будем крепить свою веру. Вот получила письмо наша правоверная от родственницы с далекого востока. Она пишет, что ей очень тяжело живется. По­шла на базар продать последний платок. Но платка не продала и обратилась к богу за помощью. Пришла с базара домой, а на дверях почтальон - вручил 400 рублей, присланных ей с Западной Украины от родных. Вот как бог помогает.

Сейчас существуют Инициативные группы, так что скоро пра­вославные и церковь у нас заберут. Уже и священника православ­ного прислали и он просит разрешения, чтобы я ему разрешил послужить...

- Необходимо согласиться - (голос из среды слушающих про­поведь), хорошо, что нас просят...

- Так от правоверные... Если останетесь без нашего священни­ка, то знайте, что ходить к православным нельзя. Если же крес­тить ребенка нужно будет, то не несите его к православному, а сделайте крещение (временное) на дому при свидетелях - право­верных таким образом... (далее идет наставление)... "

Второго дня православный священник отслужил в данной церк­ви литургию и присутствующие сказали этому священнику: - Нам нравится Ваша служба. А нам говорили, что большая разни­ца... Теперь видим, что хорошо и вы правите...
(Записано со слов Уполномоченного Совета по делам русской православной церкви Тарнопольской обл. т. Куличенко).

Оригінал. Машинопис.
ЦДАГОУ: Ф. 1. - Оп.23. - Спр. 1640. - Арк.99-102.

На початок 


© 1995-2008 Українська Греко-Католицька Церква  Web від TRC